Что такое путешествие?


…Многие люди придут сюда после меня,
они будут на автомашинах и с новейшими средствами
радиосвязи, но они никогда не ощутят ни духа этой земли,
ни величия арабов.
У.Тезингер


- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть?
- Мне все равно...
- Тогда все равно куда идти, все равно никуда не попадешь...


     Вы хотите на Северный полюс? Или в Австралию? Если да, то вам следует серьезно задуматься над тем, знаете ли вы туда дорогу. Только не рассчитывайте на географические карты, едва ли они могут помочь в таком тонком вопросе.
     Наверно никто не будет спорить, что привычное обыкновенно очень плохо осознается, проживается. На то оно и привычное. В самом деле, мало кто уделяет особенно много внимания тому, как, к примеру, подойти к раковине перед тем, как возобновить ритуал умывания, или в какую руку взять зубную щетку, и т.д. Это - область привычного, над привычным мы не имеем обыкновения много задумываться. Можно сказать - область привычного - это область потерянного, безжизненного, мертвого. Много от привычного и в языке. Редко когда, как мне кажется, мы отдаем себе отчет в том, как мы формулируем фразы и каковы они сами по себе. В ситуации встречи мы говорим привычное "Здравствуйте", если встречаемся с, к примеру, преподавателем, "Привет!", если - с другом, или, может, просто знакомым молодым человеком (девушкой). В иных ситуациях мы высказываем другие, отличающиеся длиной и содержанием фразы. При ближайшем рассмотрении всплывет неприятное обстоятельство - число жизненных ситуаций конечно, и кончен стандартный набор фраз, привычных для какой-либо из ситуаций. Выбирай из имеющегося арсенала адекватное реплике собеседника замечание и при соблюдении некоторых формальных условий получится замечательная чинная и благопристойная беседа, либо, при соблюдении иных формальных условий - скандал, или - спор. Что останется неизменным, так это заученность, известность реплик и, как мне кажется, непонимание того, о чем идет речь. Есть, на мой взгляд, проблема, суть которой отлично передается известным суждением: "парадокс общения на языке заключается в том, что можно высказаться, и тем не менее, быть понятым". Несколько иной в какой-то степени горький смысл содержится в следующем: "парадокс общения заключается в том, что можно высказаться, быть понятым, и тем не менее не иметь ни малейшего представления о том, что утверждалось". Мы привыкаем к тому, что вокруг говорят "закрой дверь!" в той ситуации, когда требуется перевести плоский иногда деревянный, но не обязательно, предмет в такое положение, чтобы он закрывал отверстие в стене. Мы сами начинаем говорить так же, не вполне отдавая отчет, что закрывается при выполнении требуемого действия не дверь, а дверной проем, но никому не приходит в голову, что надобно сказать "закрой дверной проем дверью!", и это будет во всяком случае свидетельствовать в пользу того, что говорящий представляет то, о чем он говорит, как это называется и как можно над этим совершить желаемое действие. Подобная легкомысленность наблюдается во многом. Так, к примеру, мы часто совершаем поездки из одного места в другое, и иногда, рассказывая о особенно дальних и интересных перемещениях себя, называем их (перемещения) путешествиями. Или туристическими поездками. Или еще как-нибудь. При этом нередко вопросы слушателя "вы считаете, что совершили путешествие? … Почему?" вызывают некоторое недоумение. Просто мы привыкли употреблять слово путешествие в типичной обстановке, в какой обычно это слово употребляют, и не нуждаемся в уточнении его смыла. Между тем, как последнее было бы, на мой взгляд, интересно.
     В настоящее время со словами Канары, Турция, Анталия … связан вполне привычный смысл - это названия мест, в которых создана комфортная обстановка, слагающаяся из теплых водоемов, удобных гостиничных номеров, солнечных пляжей и т.д. Это - среда для развития того, что мы называем туристическая поездка. Смысл перемещения здесь заключается только в том, что, эти места обычно уникальны и, чтобы там побывать, надо туда приехать. Перемещение туда утратит смысл сразу, как только создастся более дешевая возможность воспроизвести такое место в непосредственной близости от места проживания. В самом деле, зачем потребовалось бы ехать на побережье Кипра, если где-нибудь на Черноморском (иди даже Волжском) побережье была бы полностью воспроизведена вся Кипрова туристическая инфраструктура. Перемещения (поездки) в такого рода места, как далеко бы они не осуществлялись малоинтересны. Они не связаны с сильным движением души и, в конечном итоге, направлены на удовлетворение капризов. Дорога выступает как некое зачастую неприятное обстоятельство, которое, однако, надо пережить перед тем, как начнется самое интересное. И лучше бы ее вообще минимизировать, дорогу, купив билет на самолет, или какой-нибудь скоростной комфортабельный монорельсовый поезд. Я бы не стал называть основанную на таких принципах поездку путешествием.
     Малоинтересны также поездки "служебного" характера. Они, как правило, менее комфортабельны, подчас даже опасны а иные из них могут кончится трагично. Геолог, к примеру, отправляющийся в экспедицию, почти всегда встречает чрезвычайные трудности, связанные с дикостью обстановки - климат места пребывания, разные злые насекомые, норовящие передать ученому свою заразу, слякоть и недостатки оборудования. Но геолог выполняет служебное задание, он отправляется на работу и совокупность всего того, что он при этом переживает мне легче назвать словом "командировка". Для геолога важно попасть в определенное место, в котором сосредоточен геологический интерес, причем желательно, чтобы перемещение это было связано с минимальным риском и чем быстрее и короче, тем, вообще говоря, лучше. В дорожных ситуациях такого рода основной смысл лежит в выполнении определенной служебной задачи, которая, к сожалению, такова, что ее можно выполнить только приехав куда-нибудь. Но располагай геологи робототехникой, которая была бы способна самостоятельно выполнять перемещение в места сосредоточения геологического интереса и совершать там необходимые задачи, - представители этой романтической профессии могли бы без ущерба для дела отказаться от длительных служебных командировок. Главное в последних - не перемещение, не дорога, но место назначения.
     Иной раз люди совершают подвиги, принимая участия в сафари, некоторых видах экстремального туризма, и при этом иногда совершают перемещения на очень значительные расстояния. Многие из увлекающихся такими занятиями людей погибают, будучи съеденными дикими зверьми, укушенными ядовитыми змеями, раздавленными ночью шинами автомобилей на хайвэе, заваленными камнями в пешере на глубине многих сот метров и т.д. Так уж получилось, что тигры водятся в дебрях Уссурийской тайги, ядовитые змеи избегают появлятся в местах крупного скопления людей, и, в основном, предпочитают удаленные участки пустынь и болот; пещеры, почему-то открываются в труднодоступных местах. Так что людям, нуждающимся в змеях, тиграх, пещерах, хайвэях … для интенсификации с помощью перечисленных выброса адреналина в кровь, приходится перемещаться, на вертолетах - в труднодоступные горные районы, на джипах - в сердце пустыни, на вездеходах - в бескрайние ледяные просторы. При этом туристов кусают отвратительные насекомые, в вездеходе случаются технические неполадки, разбойники следуют по пятам, норовя отхватить у зазевавшегося голову, чтобы ее потом высушить и продать за большие деньги и т.д. Все это, в совокупности со многим другим, провоцирует мощный выброс адреналина и тем самим удовлетворяет того, кто в этом адреналине остро нуждается. Главное в экстремальном туризме - адреналин, дорога имеет второстепенное значение (как один из факторов вызывающих выброс адреналина).
     Мной однократно отмечалось интересное обстоятельство - всякий раз приходя в одно и тоже место, но разными путями, я испытывал не то, что новое чувство к месту, а скорее ощущение какого-то другого места. Как будто пришел вроде бы и в свой, но все-таки в какой-то другой дом. Иногда мне нравился новый дом, иногда - нет. Варьируя способы возвращаться домой, я пытался создавать желаемое настроение, в основном, конечно, хорошее, и практически всегда у меня это получалось. К сожалению, за хорошим настроением приходилось обычно ходить дальше, чем за привычно плохим, а поскольку временем я располагал не всегда, приходилось возвращаться в привычный дом, с плохим настроением. Так или иначе, но эти эксперименты помогли мне сформулировать более или менее точный смысл того, что я буду впредь называть путешествием.
     Путешествие - это перемещение в пространстве (воздушном, водном, сухопутном), способ осуществления которого вынуждается идеей о том месте, в которое путешественник желает попасть. Вынужденность способа перемещения идеей места-цели означает, что в данное место-цель можно попасть только таким, и никаким иным способом.
     Если, к примеру, иметь в виду дачника, то получается картина человека, который желает попасть на дачный участок, чтобы осуществить там привычное дачное дело - вскопать поле под картошку, собрать урожай абрикос, поваляться на травке под солнцем, или в гамаке. (Совокупность всех этих обстоятельств и есть, кстати, дача). Дача может быть очень далеко от квартиры, в которой прописан дачник, может быть близко, но в любом из этих случаев способ попасть на дачу не определяется (вынуждается) его, дачника, представлением о даче. Если добрый сосед предложит дачнику прокатиться до дачи вместе с ним на автомашине, я думаю, благоразумный дачник с радостью согласится. В ином случае он может доехать до дачи на велосипеде, сесть на какой-нибудь дышащий бензинным жаром сельский автобус, или, в лучшем, на мой взгляд из случаев, поплыть на речном пароходике, подкармливая по пути голодных чаек. Если подвыпивший добрый сосед не устроит ДТП, или велосипед дачника не испытает прокол или надлом какой-нибудь важной детали, или сельский автобус не исчерпает остатки своих последних жалких автобусных ресурсов, или речной пароходик не отправится вслед за знаменитым "Титаником", пуская в небо клубы своего дыма, то дачник попадет на дачу и удовлетворится этим, поскольку то, что ему нужно было - он совершил, т.е. оказался в определенном месте живым. Как он туда попал, дачнику безразлично, правда ему может быть приятно, что добрый сосед угостил его не менее добрым чем сам сосед, самогоном, или что оголодавшие чайки получая от него очередную подкормку в виде скомканного куска "Турецкого" батона, как-то благодарно поглядывали на благодетеля с высоты своего птичего полета, или что в сельском автобусе ему в очередной раз встретилась девушка, к которой он испытывает совсем не равнодушное отношение еще со школьной поры. Но при всем этом, способ попасть на дачу не был вынужденным самой идеей дачи, и в принципе, дачник мог бы и пожертвовать очередной встречей с дорогим ему человеком ради того, чтобы быстрее попасть на дачу в автомобиле соседа, и от этого принципиально ничего бы не изменилось - он попал бы все на ту же дачу и никуда более, каким способом перемещения не воспользовался бы. Он, дачник, независимо от того, приехал ли на авто, или на велосипеде, или на автобусе, сможет, приехав, поваляться в гамаке, вскопать злосчастное поле, повоевать с колорадскими жуками, т.е. прожить обстоятельства, совокупность которых и есть дача.
     Другое дело, если человек хочет попасть в пустыню. Не просто в место, где очень много песка, чрезвычайно жарко и можно встретить настоящего верблюда с бедуином, а в точности - в пустыню. "…Когда летишь над пустыней в самолете, все думаешь, как должно быть ужасно оказаться там, внизу среди безбрежного мертвого простора. Когда пересекаешь пустыню на автомашине по слепящему гурдону шоссе Каир - Александрия, или Каир - Суэц, она стремительно пробегает мимо, жарко дыша в раскрытые окна. А надо ведь побыть там и беззащитным, хоть на короткое время выставить себя одного против двух вечных союзников! И тогда-то, в жестких объятиях солнца ты перестаешь быть посторонним и, что называется, нутром своим поймешь, каково приходится здесь людям, что за жизнь у обитателей вон той хижины, сложенной из земляных кирпичей "в самом паршивом месте голой прокаленной пустыни…" Известный путешественник Георгий Кублицкий, фрагмент из книги которого […] приведен выше, не зря истязал себя, упрямо отказываясь от возможности доехать в то или иное египетское место на автомашине, или с иным, может несколько меньшим комфортом - на муле. Пешком отмеряя километры по песку, он просто хотел побыть некоторое время в пустыне, а не том суррогате, который готовят туристические фирмы с помощью буклетов, и прочих элементов тур.инфраструкуры, и в который потом навязчиво окунают, в этот суррогат, своих легкомысленных и доверчивых клиентов вместе с фотокамерами. Хочешь попасть в путыню, - иди туда пешком, если, конечно, не боишься погибнуть, что в пустыне - дело привычное. Пустыня вынуждает, таким образом, предпринимать строго определенный способ передвижения, и закрывает себя для всех иных. Человек, решивший отправится в пустыню, и предпринявший адекватный идее о ней способ передвижения, потому, - путешественник, а то, что он осуществляет - путешествие.
     Гималаи, Париж, Венеция, Северный полюс, чем черт не шутит, Луна - это не список названий географических областей. Это - особое состояние духа человека, задумавшего отправиться туда в путешествие, представление, сотворенное им о них силами его разума. Сотворил какое-то представление о месте назначения, - все карты в руки - продумывай как туда попасть. И способ попасть туда будет напрямую зависеть от того, какое-именно представление ты сотворил. Такова наша черта - мы не способны найти нечто, не имея представления о том, что же собственно ищем. Снарядите меня, к примеру, новейшей аппаратурой, способной увеличивать объект во много сот раз. Воспользовавшись ей в отношении поверхности предмета органического происхождения, я не увижу ничего, кроме странного и замысловатого рисунка. Человек же знакомый с миром органики увидит при этом многое, причем увидеть это ему поможет пред-ставление о том, что он в принципе там может увидеть. Его представление будет выхватывать из разворачивающегося перед ним рисунка некие целостности, которые он назовет, возможно, какими-нибудь словами. Но не будет увидено больше того, что позволит сложившееся предварительно представление.
     Я никогда не попаду на Гималаи. Или на остров Фату-Хива. Или в таинственый Асгард. И дело не в том, что у меня нет денег, или я одержим боязнью больших морских или горных просторов, или что я домосед. Отправившись "на крышу мира", я окажусь в горах, достаточно высоких горах, насколько мне может позволить опыт сравнения. Но это будут просто очень высокие горы. Решив повторить путь Т.Хейердала, я окажусь на острове, поражающем своей тропической красотой. Но это будет просто очень красивый тропический остров, но едва ли - Фату-Хива. Все эти географические названия именуют идеи, придуманные чужим разумом, и, увы, видимо, никому кроме носителей этого разума в выдуманные ими места не попасть. Просто никто больше не знает туда дороги.

Савельев Роман

back to the first page (malantauxen)

время
последнего обновления сайта: 8 ноября 2001
Веб-мастер: Савельев Роман
http://rs333.narod.ru


Хостинг от uCoz
Очень полезный ресурс для аспирантов